Психологическое сопровождение несовершеннолетних


Психологическое сопровождение несовершеннолетних
10.02.2012
Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы и модели воспитательного центра в Брянской воспитательной колонии в штат психологической лаборатории введены 4 аттестованные должности: начальник психологической лаборатории и 3 психолога психологической лаборатории. На сегодняшний день укомплектованы все аттестованные должности. Все сотрудники психологической лаборатории имеют высшее профильное образование. Количество введённых аттестованных должностей психологов психологической лаборатории соответствует нормативам, заложенным в модели воспитательного центра: на одного психолога 16 воспитанников.

Таким образом, в работе психологов с осуждёнными приоритет отдаётся именно индивидуальной работе (в соответствии со швейцарской моделью).
Индивидуальная работа с лицами, совершившими преступления в несовершеннолетнем возрасте, начинается на этапе их нахождения в ПФРСИ (карантинном отделении). Она включает в себя первичную психодиагностику индивидуально-психологических особенностей личности, основной акцент делается на определение:

- криминально значимых свойств личности (степень криминальной заражённости личности);
- на определение природы преступления (ситуативное - неосознанное совершение противоправных деяний, планомерное совершение проступков, наличие признаков делинквентного поведения);
- на особенностях личности, вследствие которых могут возникнуть трудности в адаптации к условиям изоляции
- постановку психологического диагноза;
- выработку рекомендаций;
- прогнозирование поведения осуждённых, подозреваемых и обвиняемых.

Согласно методических рекомендаций, в рамках системы «социальных лифтов», на каждого вновь прибывшего несовершеннолетнего составляется индивидуальный план сопровождения, включающий в себя индивидуальные и групповые формы работы (разрабатывается сроком на 6 месяцев).

Находясь в условиях социальной изоляции несовершеннолетним оказывается помощь психологического характера:
- в адаптации,
- преодолении кризисных и стрессовых ситуаций,
- оптимизации межличностных отношений,
- коррекция личностных качеств для успешной ресоциализации.

Психологами в своей деятельности используются различные формы и методы как индивидуальной, так и групповой работы. Психологическое сопровождение осуществляется в соответствии с коррекцией криминально значимых свойств личности, исходя из их индивидуальных особенностей и категории профилактического учёта. Также при проведении психологической работы учитываются возрастные особенности несовершеннолетних (незрелость всех сторон психической жизни как в эмоциональной, так и в сфере поведения, мышления и представлений, пубертатная лабильность настроения, возрастное развитие логических функций мышления - склонность к преувеличению проблемных вопросов, идеализации поступков и явлений (юношеский максимализм)).

Согласно модели ВЦ особое внимание уделяется применению форм индивидуальной работы, однако учитывая возрастные особенности несовершеннолетних (обращённость психической деятельности к внешнему миру, стремление к расширению контактов, при которых осознание черт другого человека стоит на более высоком уровне, чем осознание самого себя-«отзеркаливание»), активно используется групповая форма работы (проведение когнетивно - поведенческих тренингов, тренингов на развитие коммуникативных способностей).

В настоящее время специалистами психологической лаборатории Брянской ВК проводится апробация тренингов, разработанных на базе воспитательной колонии. Психологами широко применяются в практической деятельности аутотренинги и проводятся кинотренинги. Так же в психокоррекционной работе психологической лаборатории используются программы, разработанные Вологодским институтом права и экономики и Владимирским юридическим институтом ФСИН России.

Работа психологической лаборатории с лицами несовершеннолетнего возраста на этапе их нахождения в льготных условиях отбывания наказания (реабилитационном центре) состоит в оказании психологической помощи осуждённым в подготовке к освобождению, преодолению кризисных и стрессовых ситуаций, обусловленных предстоящим освобождением. В рамках Брянской воспитательной колонии проводятся тренинговые занятия с воспитанниками по программе «Школа освобождения». Работа психолога с освобождающимися осуждёнными по данной программе начинается за 6 месяцев до конца срока отбывания наказания.

С целью нравственно-духовного сопровождения несовершеннолетних воспитанников колонии психологической лабораторией совместного с Русской Православной Церковью разработана психокоррекционная программа «На пути к свету». В настоящее время данная психокоррекционная программа согласованна с начальником учреждения, психологической службой ОВРО Управления и направлена для согласования в Епархию Брянской области. Психологи лаборатории проходят курс катехизации на базе Брянской Православной Епархии.

Начальник психологической лаборатории
Брянской воспитательной колонии
лейтенант внутренней службы Т.Ю. Мухамадиева
 

Назад

Дата последнего обновления: 13.04.2012 15:34

ФСИН России на карте

Найти на сайте

архив новостей

« Ноябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
2018 2017 2016  
Что делать, если в отношении осужденного предпринимаются мошеннические действия?
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

важная информация

Статистика посещений