12.08.2013
В рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в УФСИН России по Брянской области проводится планомерная работа по апробированию на основе деятельности Брянской воспитательной колонии модели воспитательного центра.
Согласно этой модели основной задачей в деятельности психологической лаборатории учреждения является повышение эффективности исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних с использованием новейших достижений психологической науки и практики. С этой целью администрацией учреждения была проделана большая работа, направленная на улучшение научно-методического и материально- технического обеспечения деятельности психологической лаборатории БВК. Совсем недавно психологическая лаборатория учреждения была укомплектована сенсорным оборудованием для проведения коррекционной работы с осужденными различных категорий, а также и сотрудниками учреждения.
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, воздействие цветом и звуком, создающее настроение радости и полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для подростков с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, а также для людей, нуждающихся в восстановлении эмоционального равновесия вследствие стрессовых переживаний и нагрузок с учетом стресогенности служебной деятельности сотрудников учреждения.
Сочетание комплекса различных раздражителей (световых эффектов, звуков, запахов и тактильных ощущений) оказывает целый спектр целебного воздействия на психоэмоциональное состояние подростков: как расслабляющее, успокаивающее, так и восстанавливающее, тонизирующее. В зависимости от поставленных психологом задач, занятия в сенсорной комнате с осужденными могут выступать как отдельное релаксационное мероприятие, так и в комплексе других тренинговых занятий, входящих в базовые типовые программы сопровождения осужденных различных категорий. В любом случае, работа с воспитанниками с использованием сенсорного оборудования направлена, прежде всего, на оптимизацию реабилитационного процесса и расширение адаптивных способностей подростков.
Об особенностях оказания психологической помощи в сенсорной комнате психологи сообщают воспитанникам во время ознакомительной беседы еще в карантинном отделении, а также родителям и опекунам несовершеннолетних во время краткосрочных и длительных свиданий.
Проведение основного объема занятий в сенсорной комнате предполагается с подростками, имеющими трудности в адаптации к новым условиям жизни, а также с воспитанниками профучетных категорий, в том числе использующими свои агрессивные наклонности как способ разрешения конфликтных ситуаций. Основной задачей занятий с осужденными данных категорий является снятие психоэмоционального напряжения и достижение состояния релаксационного сна и душевного равновесия.
Кроме этого проведение индивидуальных занятий в сенсорной комнате предполагается с целью достижения положительного эмоционального фона у осужденных для последующего проведения с ними психотерапевтической беседы. К подобным мероприятиям, в большинстве случаев психологи намерены привлекать осужденных, имеющих деструктивные поведенческие реакции и стрессовые показатели по результатам психодиагностики.
После проведения первых занятий с использованием сенсорного оборудования большинство воспитанников образно называют сенсорную комнату «островком счастья», «сказочной комнатой», где они черпают яркие ощущения, впечатления и эмоции, глядя на бесконечные потоки пузырьков, красочные картины цвета, вдыхая целебные запахи разнообразных эфирных масел.. Подобные позитивные впечатления снимают переживания неизменного для осужденных ощущения стресса.
В зависимости от категорий воспитанников психологи намерены использовать различные приемы и методы работы в сенсорной комнате. Например, с воспитанниками, склонными к агрессивности акцентируются методы релаксационного блока: прослушивание мягких успокаивающих музыкальных композиций, наблюдение за эффектом пузырьковых колонн под обязательный «живой» голос психолога, погружающий в релаксационный сон.
С подростками, имеющими трудности в установлении межличностных контактов в коллективе в силу умственного отставания или низких коммуникативных качеств в занятиях с использованием сенсорного оборудования преобладают игровые упражнения. Снятие тревоги и психологического дискомфорта достигается за счет сброса энергии в игровой форме. В спокойной доверительной обстановке сенсорной комнаты у осужденного создается ощущение защищенности, уверенности в себе и своих возможностях. К терапевтическим направлениям относятся: цветотерапия, ароматерапия, звукотерапия. Все эти направления находят эффективное использование в занятиях с несовершеннолетними правонарушителями.
Яркие цвета движущихся картин различной тематики, волшебное зрелище световых переливов плазменного диска, вдыхание приятных и лечебных ароматов создают радостный эмоциональный фон, способствующий уменьшению и снятию признаков депрессии. Наблюдение свето - и цветоэффектов сопровождается музыкальным сопровождением или звукозвучанием: пение птиц, шум волн, звуки горящего огня и другие. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных композиций или звуков, ассоциирующихся с домашним очагом, природой и усиливают внимание, положительно действуют на нервную систему подростков.
Таким образом, коррекционная и профилактическая работа с использованием сенсорного оборудования с несовершеннолетними осужденными в условиях воспитательной колонии является важным условием их успешной реабилитации и формирования адаптивных способностей у воспитанников.
Татьяна Мухамадиева,
начальник психологической лаборатории
ФКУ БВК УФСИН России по Брянской области,
старший лейтенант внутренней службы